Формирование социальной компетентности ребёнка дошкольного возраста
Каждый ребёнок рождается для жизни в обществе. С первых месяцев жизни ей приходится учиться ориентироваться в человеческом окружении. Дошкольное учебное заведение, как первый социальный институт имеет широкие возможности для формирования социальной компетентности воспитанников – «определённых личностных свойств, потребностей, способностей, элементарных теоретических представлений и практических умений, которые обеспечивают ребёнку жизнеспособность. Компетентность гарантирует осознание ребёнком того, как следует себя вести, чтобы быть гармоничной, созвучной с другими личностью, чувствовать себя в любом обществе комфортно». Формирование социальной компетентности на протяжении дошкольного детства происходит в разных видах деятельности. Но каждому этапу развития присуща определённая деятельность. Сюжетно-ролевая игра как определённая деятельность для ребёнка дошкольного возраста имеет наилучшие возможности для социального развития дошкольника. Сюжетно-ролевые игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных событий и отношений между людьми, вправляют в существующие правила и нормы поведения. В государственной программе «Малятко» указано, что во время сюжетно-ролевой игры ребёнок познаёт себя, свои возможности, осознаёт свою связь с другими. Целенаправленный и осознанный характер игр даёт ему возможность подбирать необходимые способы, игрушки, товарищей по игре, осуществлять игровую задумку, вступать в разнообразные отношения с игроками. Каким же необходимо быть педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников разного возраста, чтобы оно содействовало развитию личности детей, влияло на их взаимоотношения, обогащало детей социальным опытом? Существуют два противоположных взгляда на руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте. В первом случае, игра трактуется как способ для "самовоспитания” ребёнка, воспитатель при этом отгораживается от руководства. Считаем, что таким образом педагог теряет эффективный способ влияния на детей. Или другая крайность – организация игры "под диктовку”, когда она полностью регламентируется взрослым (тема, задумка, сюжет, распределение ролей). Так педагогическая ценность игры теряется, так как, лишённая детской самостоятельности, она перестаёт быть игрою.
Источник: http://Крохмаль Т.В.,опубликованные статьи |