Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 13:54
Харьковская областная
общественная организация
родителей детей-инвалидов
«ТОЧКА ОПОРЫ»
Меню сайта
Категории раздела
Доклады [3]
Статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Формирование общественного сознания в вопросах введения инклюзивного образования
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ВОПРОСАХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
 
 Шевченко В.Т. Харьковская областная общественная организация родителей детей-инвалидов
«Точка опоры» г. Харьков, Украина.
 
                               «В каждом человеке могут раскрыться сотни неожиданных талантов                                              и способностей, если ему просто предоставить такую возможность».
                                                                                                                                              Д.Лессинг
 
   В психологическом плане инвалидность ставит перед человеком много проблем. Инвалидность –   это  специфическая ситуация развития и становления личности, как правило сопровождаемая              ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. Дети с особыми потребностями –    наиболее неудовлетворительно защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, в               зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствия социального опыта.
   Определенные категории детей в Украине лишены равного доступа к качественному образованию. По информации председателя парламентского комитета по вопросам охраны здоровья, обнародованному в 2012 году, на то время в стране насчитывалось около 200 000 детей с инвалидностью. Каждый год этот показатель увеличивается приблизительно на 10 000 человек. Причинная структура такова: на І-м месте – врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения – 23,8%; на ІІ-м месте – заболевания нервной системы – 20,0%; на ІІІ-м месте – расстройства психики и поведения - 16,1%.
  Формирование личности у детей с функциональными ограничениями происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых появляются и развиваются способности, целеустремленность,активность и жизнестойкость влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватних взаимоотношеий с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внутреннего мира индивида с внешней средой. Усвоение детьми с особыми потребностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных способов и усилий. Итак, исследование проблем введения инклюзивного образования в Украине является достаточно актуальным на сегодняшний день.
   Уровень цивилизованности общества во многом определяется отношением этого общества к маргинальной группе населения, в частности, к детям с особыми потребностями, их семьям. Людей с особенностями развития в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалеют, третьи ( их меньше ) активно помогают им. Кроме того, существующее стереотипное представление про интелектуальную и психическую неполноценность человека с серьёзными физическими ущербами обрекает таких людей на полную изоляцию: их не увидишь на предприятиях, в заведениях культуры, информации о них очень мало на страницах периодики. В значительной мере это обусловлено нашим прошлим. Социальная и информационная политика тоталитарного государства игнорировала проблемы инвалидов, не способствовала полному охвату системой образования детей и взрослых с двигательной недостаточностью и созданию приспособленной к их возможностям архитектурной среды.
      Вопросы неполноценности и других нарушений в развитии всегда так сильно тревожили людей во всем мире, что большое число негативних стереотипов, так называемых «социальных стигм», как бы ограждало простого обывателя от размышлений о непонятной ему человеческой судьбе. Интеграция инвалидов в общество в Западной Европе и США является основной тенденцией современного периода, который базируется на их полном гражданском равноправии. Данный этап характеризуется в этих странах перестройкой в 80 – 90-ые годы организационных основ специального образования, сокращением количества специальных школ и резкого увеличения количества специальних классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.     
    Сейчас Украина находится на этапе лишь перехода от изоляции к интеграции, в то время как Западная Европа и США уже более двух десятилетий переживает этот период и находится на его развитой стадии. Содержанием этого периода есть реорганизация взаимодействия структур масового и специального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии к жизни как полноправных граждан общества, которому они принадлежат.
      Когда будет полностью реализована модель инклюзивного образования, мы откажемся от мысли о том, что дети должны стать «нормальными», для того, чтобы быть полезными для мира. Мы начнем смотреть шире обычных рубежей понимания ценности членов общества и поймем достигаемую цель, а именно – обеспечение всем детям настоящего ощущения единства. Инклюзия в школе требует смещения парадигмы в человеческом сознании, а не только подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
       Очень важно, чтобы все большее количество людей становились однодумцами в понимании этой проблемы. Именно общее понимание, общие тенденции в решении вопросов в направлении нормализации и интеграции позволят людям с нарушением развития и их семьям быть более уверенными в завтрашнем дне, а значит и более включенными в общественную жизнь. Общее понимание начинается с обмена информацией, с терминов, которые принимаются обществом, с теорий, которые становятся частью общественного мнения и с индивидуального опыта общения с разными людьми.[3, с. 119]
       Для каждого человека важно четко сформулировать определенный взгляд на любого человека. Оптимистический взгляд предусматривает видение заложенного в каждом человеке стремления к развитию, убеждение в том, что каждый человек – восприимчивая и творческая личность. Лишь имея оптимистический взгляд на человека, веря в свои силы и потенциал окружающих людей, какие бы способности они не имели, мы можем думать про интеграцию в общество и нормализацию жизни людей, которые требуют такой заботы.
        Тяжело иметь оптимистический взгляд в такой период жизни общества, когда под угрозой становятся благополучие и спокойствие многоих людей. Это так. В наши тяжелые времена может показаться, что улучшение положения людей с особыми потребностями возможно лишь в том случае, если здоровые могут в чем-то себе отказать. Но это не так. Уважение не требует финансовых вложений. Желание познакомиться и узнать правду о жизни другого человека не нарушит экономический баланс.
        И на этом пути большую роль в становлении позитивного общественного мнения играют общественные организации, созданные именно родителями детей с особенностями развития или людьми с особыми потребностями, то есть людьми, которые наиболее заинтересованы в решении этой проблемы.
         В частности, с целью распространения информации про детей с особыми потребностями Харьковская областная общественноя организация родителей детей-инвалидов (ХООО РДИ) «Точка опоры» привлекала СМИ для освещения творческих способностей этих детей. Были проведены спектакли и концерты с совместным участием обычных детей с «особенными» детьми, что способствовало повышению уровня самооценки детей с особенностями развития, становлению их личности, раскрытию творческого потенциала, социализации. Обычные дети в тесном содружестве с «особенными» получили возможность оценить разнообразие, увидеть попытку других детей быть полезными и это придало детям ощущение единства.
        Кроме того, ХООО РДИ «Точка опоры» с целью привлечения внимания к вопросам образования детей с особыми потребностями инициировала проведение в 2010 году в Харькове Всеукраинской конференции, посвященной вопросам инклюзии: «Инклюзивное образование: реалии и перспективы»,к участию в которой были привлечены представители Городского и Областного Департаментов образования, представители депутатского корпуса областного уровня, представители общественных организаций родителей детей-инвалидов, преподаватели и учителя.
        Автор данной статьи принимала участие во Всеукраинских конференциях и практических семинарах, посвященных вопросам внедрения инклюзивного образования, которые проходили по инициативе Министерства Образования и Науки Украины и ВФ «Крок за кроком» в Киеве, Симферополе и Львове.       Выводы: Болезнь или особенность развития человека – это еще не весь человек: личность его многогранна, она развивается и раскрывает себя через общение с окружающим миром и людьми. И на этом пути очень важным является уважение прав, привлечение и поддержка нашим обществом тех многих тысяч детей и людей, которые по разним причинам имеют нарушения в развитии.
Литература:
1. Інклюзивна модель освіти: аналіз законодавчого простору // Всеукраїнський фонд «Крок за кроком».- К.: ФО-П Парашин К.С. - 2008 – с. 8-10.
2. Залучення дітей з особливими потребами до загальноосвітніх класів // Український переклад. Всеукраїнський фонд «Крок за кроком» - К.: - 2000 – с. 11- 47.
3. А. Кукуруза, А. Кравцова «Понять другого человека» ( книга о детях с особенностями умственного развития). – Харьков, 2008 – 120 с.
4. Розлади спектру аутизму в запитаннях та відповідях. – Львів: Колесо,2010. – 168 с.
5. Конвенция ООН о правах детей.
Категория: Статьи | Добавил: Victory (06.02.2013)
Просмотров: 722 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

ХООО РДИ «Точка Опоры» © 2024. Все права защищены