«О роли волонтерского движения в становлении инклюзивного образования в
Украине
Одной из своих основных задач на сегодняшний день ХООО РДИ «Точка опоры» считает способствование введению инклюзивного образования в Харькове. Хотя введение такого образования невозможно, в первую очередь, без перестройки в сознании людей нашего общества и реформы системы образования. Ведь инклюзия - это быть включенным в жизнь как член общества и принимать в ней участие, используя собственные возможности в ежедневной деятельности. Когда будет полностью реализована модель инклюзивного образования, мы откажемся от идеи о том, что все дети должны стать «нормальными» для того, чтобы быть полезными для мира.
Инклюзия означает, что общество должно свободно и открыто обеспечивать должные условия жизни для любого лица с особенностями развития, не проявляя при этом никаких ограничений. Одними из связующих звеньев между людьми с особенностями развития и обществом являются общественные организации и волонтёры.
Волонтер - добровольный помощник. Волонтерство как общественное движение возникло на Западе, а первыми волонтерами были самаритяне.
Европейский путь от отторжения, неприятия и агрессии по отношению к инвалидам до осознания необходимости оказания им помощи оказался длиной более чем в два тысячелетия; еще шесть веков прошло до осознания возможности и целесообразности обучения хотя бы части из них; и еще два столетия - до инклюзивного образования.
В отличие от европейского пути история и культура восточнославянских племен и Киевской Руси свидетельствует, что славяне-язычники не проявляли агрессии или выраженной неприязни по отношению к лицам с отклонениями в развитии, более того, относились к ним терпимо, сострадательно. Киевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, познакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию призрения на церковь, передав ей одновременно часть своих доходов на нужды благотворительности.
На протяжении следующих периодов развития национальные культурные традиции доброжелательного, участливого отношения к немощным и увечным то ослаблялись, то усиливались в зависимости от влияния разных факторов в определенные исторические эпохи. В 18 - 19 в.в. Русская православная церковь с ее мощной системой благотворительности, Российский императорский дом и гражданское общество стоят у истоков специального образования. Повсеместно открываются учебные заведения для глухонемых, слепых, умственно отсталых детей, существующие на средства благотворителей. Дворянство и купечество оказывало школам, приютам, богадельням материальную помощь, интеллигенция и люди низших сословий - благотворительную помощь личным безвозмездным участием, в том числе и профессионального характера, работой в учреждениях педагогической и социальной помощи: дежурствами, социально-бытовой помощью, уходом. Научная интеллигенция бесплатно проводила диагностику детей, консультировала родителей, оказывала медицинскую,
психиатрическую, консультативно-педагогическую помощь. Регулярно проходили благотворительные концерты и спектакли, проводились кружечные сборы, собирались подписные листы.
После 1917 года благотворительная деятельность была свернута.
Сейчас, когда в Европе и во всем мире волонтерское движение представляет мощную силу, в Украине оно еще только развивается. Поэтому представляется важным развитие волонтерского движения через возрождение традиций благотворительности в нашей стране. Учитывая европейский и мировой опыт, свидетельствующий, что самые активные и многочисленные группы волонтеров - это учащиеся старших классов, студенты, родители, пенсионеры, специалисты, оказывающие разные виды специальных услуг, необходимо через средства массовой информации проводить информационную и разъяснительную работу с этими социальными группами. Нужно наладить сотрудничество с церковными конфессиями, привлекать и объединять тех мирян, которые готовы нести милосердное служение как проявление деятельной любви к ближнему и оказание ему помощи в трудный момент.
Показателен опыт членов итальянского Мальтийского ордена: они записываются на два часа в неделю, приходят к тем, кто требует помощи, посидеть, пообщаться, выслушать, погладить по руке. Они не моют полы и не пропадают в больницах все свободное время, у них нет синдрома эмоционального выгорания.
Два часа в неделю старшие школьники могут гулять с ребенком, студенты - готовить с ним уроки, пенсионеры - обучать какому-либо ремеслу, родители других детей - брать ребенка к себе в дом, организовывать общение и досуг детей. Ребенок с особенностями психофизического развития, посещающий общеобразовательную школу, будет иметь достаточные социальные контакты, необходимую ему поддержку, учебную помощь, приобретет разного рода навыки, а его родители смогут уделить время своим личным интересам или немного отдохнуть.
Можно предположить, что многие преподаватели различных ВУЗов г. Харькова в рамках сотрудничества с общественными организациями смогли бы влиться в ряды волонтеров и организовать информирование студенческой молодежи с целью приобщения молодых людей к волонтерству.
Волонтерская деятельность как проявление милосердия и благотворительности будет развиваться и существовать до тех пор, пока существует потребность людей в той или иной помощи и пока ограничено государственное участие в удовлетворении потребностей своих граждан, их социальной поддержке.
Председатель правления:
ХООО РДИ «Точка опоры» Шевченко В.Т.
|